ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Советский детский сад"
Алексеевского городского округа


Консультации для педагогов

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА

 

 В своей концепции амплификации детского развития А.В. Запорожец говорил о необходимости учёта физических и душевных сил, которые потратит ребёнок на усвоение необходимых знаний и умений при интенсивных тренировках.  Особый акцент, с точки зрения организации психологической службы ДОО, ставится на эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

 

В нашем детском саду созданы следующие условия, обеспечивающие психологическую безопасность личности ребёнка в ДОУ:

  1. Комфортная для психологического состояния ребёнка организация режимных моментов.
  2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: массаж, закаливающие процедуры, оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
  3. Подбор цветового оформления интерьера, способствующего снятию напряжения (стены и мебель зелёного, жёлтого, синего цветов светлых пастельных оттенков).
  4. Организация работы с природными материалами (глина, песок, вода и др.) отвлекает детей от негативных эмоций.
  5. Музыкальная терапия в режимных моментах.
  6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
  7. Большая часть времени в режиме дня отведена на самостоятельную свободную деятельность детей.
  8. Осуществляется контроль самочувствия и настроения ребёнка и своевременна их коррекция.
  9. Расширение контактов с другими детьми, взрослыми (организация сетевого взаимодействия между детским садом и школой, ДМШ, участие наших воспитанников в общественно-значимых мероприятиях, концертах и т.д.).
  10. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Остановимся подробнее на некоторых методах психологической разгрузки детей, используемых в работе нашего ДОУ. Помимо уголка релаксации  в кабинете педагога-психолога, в групповых комнатах детского сада организованы уголки психологической разрядки. Это места уединения, снятия психоэмоционального напряжения (эмоционального перевозбуждения, гнева, злости, преодоление застенчивости, страха и др.). Благодаря легко трансформируемой предметной среде, оформление таких уголков возможно с помощью подручных материалов и предметов: детской мебели, различных ширм, мягких модулей и т.д. В наших групповых комнатах в таких уголках присутствует «сухой душ», сделанный из лент, массажные коврики для рук и ног, мягкие игрушки, «подушки гнева», куклы-подружки, баночки-кричалки и другие приспособления. В зависимости от психоэмоциональной ситуации, наполняемость в уголках варьируется, используются различные игрушки, предметы и средства.

Для снятия психоэмоционального напряжения очень эффективна музыка. Музыка – это универсальное средство для стимуляции развития, коррекции осложнений в развитии познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер психики ребёнка, оказывает терапевтическое воздействие на детей и взрослых. Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Возможности использования средств музыкальной терапии в режимных моментах довольно широки. Утром в  нашем детском саду звучит солнечная мажорная классическая музыка, знакомые детские песенки из мультфильмов, это положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность в себе, легче устанавливаются контакты между детьми и взрослыми. В течение дня воспитателями проводятся минутки здоровья. В них включены пальчиковые гимнастики с пением (способствует координации движений, развитию мелкой моторики, речи и мышления). Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон мы используем мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна помогает тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус,если соблюдены необходимые условия: продуманы методические приёмы, подобраны специальные музыкальные упражнения, игры, задания, специальные музыкальные произведения, задействованы все органы чувств у детей, установлена интеграция с другими видами деятельности.

Особый положительный эффект в данном направлении работы имеют психорелаксационные упражнения и массаж. Психорелаксационные упражнения снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние мускулатуры. Массаж, самомассаж под музыку тонизирует центральную нервную систему, повышает тонус, стимулирует деятельность нервных центров. Например: «Паучок» (движение «краб» по спине партнера, постукивание по спине ладошками, поглаживание спины). Ценность этого приёма заключается в том, что дети могут прибегнуть к нему в самостоятельной деятельности, в игре, в любое время пребывания в детском саду и даже дома.

Фото1,2. Возможности использования музыкотерапии в режимных моментах ДОУ

Сказкотерапия – ещё один из методов положительного воздействия на психику ребёнка. Сказки могут иметь дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный характер. Бесспорное преимущество,  на наш взгляд, сказки в том, что она воспринимается ребёнком гораздо раньше и с большим эффектом, нежели прямые указания, уговоры и требования взрослых. Слушая сказку, ребёнок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это со своими друзьями. Многократно переживая чувства сказочных героев, ребёнок косвенно приобретает для себя жизненный опыт эмоционально-ценностных переживаний, знаний и представлений. В режимных моментах сказка используется нашими педагогами не менее часто, чем средства музыкальной терапии: в организации НОД, в свободной и самостоятельной игровой деятельности и т.д.

                 Все эти способы сохранения эмоционального благополучия благотворно влияют на  психику ребёнка. Возможность актуализировать свои проблемы, не позволяет ребёнку зацикливаться на них, загонять эти негативные явления внутрь себя, откуда достать их уже более проблематично. Практика показывает, что дети, часто прибегающие к помощи различных средств для снятия психоэмоционального напряжения, обладают развитым воображением, более открыты, не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в любой вид деятельности, жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем, избирательны и критичны. Прежде всего – к самим себе. Умение критично относиться к своим поступкам, чувствам и  желаниям является новообразованием старшего дошкольного возраста и необходимым условием становления личности.

 

                  Семинар-практикум для педагогов                                                                                "Самый трудный родитель. Самый приятный родитель"

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.

Задачи:

  • развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;
  • обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями;
  • помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного общения с родителями;
  • отреагирование собственных негативных чувств к родителям;
  • обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Материал и оборудование: 2 листа ватмана, цветные карандаши, фломастеры, самоклеющиеся стикеры двух цветов, два магнитных мольберта, магниты; ручки по количеству участников; раздаточный материал и текст памятки – по количеству участников.

Ведущий: педагог-психолог. 
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих. Подробнее...

Круглый стол. Индивидуальный подход в общении с детьми

Семинар «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми»

Тематический план семинара.
1. Теоретические основы педагогического общения.
              1.1. Функции общения.
              1.2. Средства и формы общения воспитателя с детьми.
              1.3. Условия оптимизации педагогического общения.
2. Особенности общения воспитателя с ребенком.
               2.1. Ранний возраст.
               2.2. Младший дошкольный возраст.
               2.3. Старший дошкольный возраст.
3. Стили педагогического общения.
4. «Педагогика сотрудничества» - как я ее понимаю.
5. Практикум. Развитие коммуникативных умений воспитателя.
                                                                                                                                                   подробнее...

 

ТЕАТР ЗДОРОВЬЯ

/Мотивационные основы здоровьесбережения у детей дошкольного возраста/

 Уважаемые коллеги!

Наверное, никто лучше вас не знает, сколь артистичен ребенок. Мы рискнули предложить вам короткую психологическую характеристику мотивационных основ здоровье сбережения у детей разных возрастных групп. Это поможет вам в подборе материала по теме из других источников.

Малыши до семи лет - тонкие, изощренные философы. Смотреть далее: "Консультации по здоровьесбережению"

Психологическая "Скорая помощь" с использованием арт-терапии  

1. Устал – рисуй цветы, 
2. Злой - рисуй линии, 
3. Болит – лепи, 
4. Скучно ...Смотреть далее: "Скорая помощь с использованием арт-терапии